От кочевья к социализму — М. Шаумян
Название: | От кочевья к социализму |
Автор: | М. Шаумян |
Жанр: | История |
Издательство: | |
Год: | 1965 |
ISBN: | |
Язык книги: | Русский |
Скачать: |
Страница - 1
Предлагаемая вниманию читателей работа кандидата исторических наук М. X. Шаумян посвящена одному из важных социально-экономических преобразований в Казахстане в конце 20-х — начале 30-х годов — переводу кочевых и полукочевых казахских крестьянских хозяйств к оседлому образу жизни.Казахский народ под руководством Коммунистической партии и при помощи Советского государства первым в истории осуществил массовый, плановый перевод кочевых и полукочевых крестьянских хозяйств на оседлость. В конкретных исторических условиях Казахстана невозможно было осуществить переход социализму, не решив проблемы организованного перевода кочевников на оседлый образ жизни.
Казахский народ под руководством Коммунистической партии и при помощи Советского государства первым в истории осуществил массовый, плановый перевод кочевых и полукочевых крестьянских хозяйств на оседлость. В конкретных исторических условиях Казахстана не возможно было осуществить переход к социализму. не решив проблемы организованного перевода кочевников на оседлый образ жизни.
В данной работе на большом теоретическом и фактическом материале обосновывается историческая необходимость и неизбежность перевода кочевых и полукочевых крестьянских хозяйств на оседлость; всесторонне показывается многогранная деятельность партии и государства по осуществлению этого мероприятия и обобщается исторический опыт перевода кочевых и полукочевых крестьянских хозяйств на оседлость с раскрытием его социально-экономического значения как внутри страны, так и на международной арене.
ВВЕДЕНИЕ
Главное содержание, главное направление и главные особенности исторического развития человеческого общества в современную эпоху, как отмечалось не раз в документах совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, определяют мировая социалистическая система, силы, борющиеся против империализма, за социалистическое переустройство общества.
Под натиском национально-освободительного движения происходит окончательный распад всей системы колониального рабства. Из всех ранее угнетаемых наций на путь независимости встали 95 процентов населения. Близится день, когда все народы, пока еще находящиеся под ярмом колониализма, обретут свободу и независимость.
По какому пути пойдут освободившиеся от ига колониализма страны - по пути капиталистического или некапиталистического развития - такова одна из коренных проблем, стоящих перед народами.
Многовековая история убеждает, что капитализм не способен служить основой прогресса, обеспечить быстрый и устойчивый экономический подъем, который абсолютно необходим этим странам, чтобы покончить с отсталостью, с зависимостью от империалистических монополий.
В тоже время народы колониальных стран наглядно убеждаются, что ликвидировать вековую отсталость, эксплуатацию, нищету и голод можно только путем некапиталистического развития.
Наглядным подтверждением являются республики Советского Востока, народы которых либо стояли на докапиталистической стадии развития, либо только переходили к капитализму, когда совершилась в нашей стране социалистическая революция.
Благодаря победе Великой Октябрьской социалистической революции и всесторонней бескорыстной политической, экономической и культурной помощи братских республик страны, они первыми в истории человечества подтвердили глубокую жизненность научных выводов В. И. Ленина о путях перехода отдельных, ранее отсталых народов к социализму, минуя капиталистическую общественно-экономическую формацию.
Историческое значение опыта народов Казахстана, Средней Азии и других окраин бывшей царской России состоит в том, что они практически доказали: капиталистическая система хозяйства для ранее отсталых народов не является неизбежной стадией поступательного развития.
К социализму народы Советского Востока шли неизведанными путями, проверяя на собственном опыте правильность этих путей, находили специфические методы социалистического строительства, выявляли и преодолевали трудности.
Примером того, какие дополнительные, специфические трудности возникали при построении социализма, и как они преодолевались, может служить Казахстан. Здесь почти до конца 20-х годов значительно преобладали кочевые хозяйства, сохранялись патриархально-феодальные отношения, наблюдалась сильная экономическая и культурная отсталость. Все это явилось большим препятствием на пути приобщения кочевого и полукочевого казахского населения к строительству социализма.
В этих условиях надо было не только на деле доказать возможность, но и убедить трудящихся-казахов в необходимости и экономической выгодности перехода на оседлость. Без массового, планового, целенаправленного перевода кочевого и полукочевого населения на оседлость нельзя было положить конец кулацко-байской эксплуатации,успешно, в короткие сроки осуществить коллективизацию крестьянских кочевых и полукочевых хозяйств на социалистических началах. В конкретных условиях Казахстана дело сложилось так, что необходимо было одновременно решать грандиозные по масштабу и значимости задачи: объединение мелких, разобщенных индивидуальных крестьянских хозяйств в коллективные и массовый перевод кочевых и полукочевых крестьянских хозяйств на оседлость. В этом была одна из местных особенностей и трудностей коллективизации сельского хозяйства. Коммунистическая партия Советского Союза впервые в истории человечества ставит и разрешает одну из самых сложных и трудных задач - это массовый и плановый перевод свыше полумиллиона кочевых и полукочевых крестьянских хозяйств Казахстана на оседлый образ жизни. Массовый, организованный перевод на оседлость кочевого и полукочевого населения явился одной из важнейших закономерностей, конкретной формой осуществления некапиталистического пути развития отсталых народов к социализму.
Всестороннее изучение и обобщение практического опыта республик Советского Востока является одной из важнейших задач наших историков.
Вопросам коллективизации сельского хозяйства в Казахстане и массового перевода кочевников на оседлость в начале 30-х годов было посвящено несколько трудов историков и экономистов. В них, несомненно, содержится большой и ценный фактический материал по отдельным вопросам. Например, интересные данные приводятся в работе П. Погорельского и В. Батракова "Экономика кочевого аула", всесторонне характеризующие жизнь и быт кочевника.
но вместе с тем отдельные проблемы и вопросы освещены односторонне, порой поверхностно, без соответствующий выводов и обобщений. М. Г. Сахаров, например, оседание кочевников рассматривает как самостоятельный процесс, не увязывает его с проведением массовой коллективизацией сельского хозяйства. Автор, больше чем следовало бы, останавливается на вопросах расселения и поселкового устройства, специально рассматривает вопросы дорожного строительства, техникоорганизационные стороны землеустройства, типы построек в районах оседания и т. д. Таким образом, он на первый план выдвигает строительство жилых домов, поселков и почти ничего не говорит о необходимости строительства хозяйственных построек, создания прочной кормовой базы, без чего немыслимо было подвести производственную базу, закрепить оседание кочевников.
Такая постановка вопроса объясняется тем, что многие работники на местах, занимавшиеся вопросами оседания кочевников в первые годы, считали, что для перехода кочевников на оседлый образ жизни вполне достаточно построить жилой дом, выделить приусадебный участок и т. д.
Мы останавливаемся на книге М. Г. Сахарова лишь потому, что многие вопросы, связанные с оседанием кочевников, в этой работе освещены примерно так, как они освещались почти во всех трудах, изданных в те годы.
Позже было написано немало работ и диссертаций, в которых в той или иной мере затрагиваются вопросы коллективизации и оседания кочевых и полукочевых крестьянских хозяйств.
Авторы этих работ на конкретном материале прослеживают все те великие изменения, которые произошли в социально-экономической жизни республики; показывают, как казахский народ под руководством Коммунистической партии совершил скачок от средневековья к социализму, ликвидировал свою экономическую, политическую и культурную отсталость и поднялся до уровня передовых наций.
Обобщающим трудом, всесторонне освещающим и анализирующим пути и методы социалистической индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и культурной революции в Казахстане, является вышеупомянутая работа С. Б. Баишева. Ценность ее состоит в том, что впервые в таком широком аспекте — в историческом, философском, экономическом — автор исследовал многогранный опыт социалистического строительства в Казахстане. Освещай теоретические основы политики нашей партии, он сумел ярко и убедительно, на большом архивном материале проследить всю историю развития Казахстана от феодализма к социализму.
А. Б. Турсунбаев в своей монографии «Победа колхозного строя в Казахстане» на конкретном материале показывает, как подготавливалась коллективизация сельского хозяйства в Казахстане. Более обстоятельно, чем это было сделано до него, автору удалось показать по этапам коллективизацию сельского хозяйства не только в оседло-земледельческих, но и в кочевых, полукочевых районах Казахстана, вскрыть особенности коллективизации в животноводческих районах, где, в силу неподготовленности насёления, этот процесс проводился иными темпами и иными формами, чем в оседлых районах. Однако А. Б. Турсунбаев, всесторонне и глубоко освещая вопросы коллективизации сельского хозяйства республики, в то же время недостаточно увязывает этот процесс с оседанием кочевого и полукочевого казахского населения. Не подводит читателя к выводу, что оседание кочевников и массовая коллективизация кочевых и полукочевых крестьянских хозяйств в конкретных условиях Казахстана — это единый, неразрывный и взаимообусловленный процесс, что без сплошной коллективизации сельского хозяйства невозможен был бы массовый переход кочевников на оседлый образ жизни.
На богатом, интересном архивном материале написана работа Ф. И. Колодина «Тозы в Казахстане в годы первой и второй пятилеток». Опираясь на большой конкретный материал, автор показывает и обосновывает положение, что в кочевых и полукочевых районах товарищества по совместной обработке земли на том этапе явились основной формой объединения крестьянских хозяйств и представляли переходную форму к сельскохозяйственной артели. К сожалению, автор недостаточно подчеркивает, что тозы в Казахстане, как и в других республиках Советского Востока, являлись необходимой ступенью на пути перехода к более высоким формам хозяйства, не объясняет, почему население кочевых и полукочевых районов с переходом на оседлость стремилось объединиться в товарищества, не вскрывает причин, обусловивших сохранение тозов в Казахстане на более продолжительное время по сравнению с другими районами нашей страны. Автор освещает вопросы коллективизации и оседания так, что из изложенного не вытекает нужного вывода, т. е. коллективизация кочевых и полукочевых крестьянских хозяйств, изменение их быта, традиций, ликвидация патриархально-феодальных отношений — все это было невозможно без перевода кочевника на оседлый образ жизни, а с другой стороны, массовый перевод кочевников на оседлость зависел от проведения сплошной коллективизации.
Таким образом, специальной научной литературы, освещающей вопросы сложного и трудного процесса перехода кочевых и полукочевых крестьянских хозяйств на оседлость, очень мало. Между тем партийные организации Казахстана накопили богатый опыт массового, организованного перевода кочевых и полукочевых хозяйств на оседлый образ жизни, приобщения их к социалистическому строительству.
Обобщению этого опыта и посвящена работа «От кочевья к социализму». В ней рассказывается о предшествующей подготовительной работе, самом процессе оседания кочевников, анализируются его формы и методы.
На конкретном фактическом материале показывается, что массовое, плановое оседание кочевого и полукочевого населения в Казахстане выступало как одно из важнейших условий выполнения ленинского кооперативного плана. Оседание, являясь второй стороной единого исторического процесса, способствовало коллективизации, которая в свою очередь ускоряла переход к оседлости.
Автор анализирует историческую необходимость и экономическую потребность приобщения кочевых крестьянских хозяйств к социалистическим формам хозяйства, показывает, что оседание кочевников — это многогранный процесс, вскрывает все трудности и сложности этого процесса. Но каково бы ни было своеобразие форм и методов перехода от кочевья на оседлость, оно не может изменить общих закономерностей и исторической неизбежности процесса оседания. Это необходимая стадия на пути перехода к социализму всех ранее отсталых народов, где сохранилось кочевое население.
Работа написана на основе произведений классиков марксизма-ленинизма, резолюций и решений съездов, конференций и пленумов ЦК Коммунистической партии Советского Союза, ЦК Компартии Казахстана, отдельных постановлений ЦК КПСС и Советского правительства, а также областных и районных партийных комитетов. Использована партийная печать: центральные, республиканские, областные, районные газеты, журналы, а также сборники документов, вышедшие в связи с сороковой годовщиной Казахской ССР.
Кроме опубликованных документов, автор широко использовал материалы архивов: Центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Центрального Государственного архива Октябрьской революции, Казахского филиала ИМЛ при ЦК КПСС, Центрального государственного архива Казахской ССР, Партийного архива при Западно-Казахстанском обкоме партии и другие.